Мы попробуем представить вопрос с точки зрения отношений врача и пациента в чистом виде, без включения посредников в лице муниципий, государства, церкви и страховых компаний. Однако, первые сведения о вознаграждении упомянуты в законе. Законы Хамураппи были высечены по приказу Вавилонского царя ок 2000 лет до нэ. В них содержались расценки на ряд медицинских услуг и потребителям услуг вменялось в обязанность их оплатить.

Операция ножом по удалению бельма для свободного гражданина стоила 10 шекелей серебром. Для плебея 5 шекелей, а для раба 2 шекеля. К сожалению, в настоящее время, Форекс не котирует вавилонские шекеля и курс обмена установить сложно, но, по непроверенным историческим данным, средний раб (или рабыня) стоили около 20 шекелей. Две операции - и можно купить раба. Не плохо. Но не таков был Хамураппи, чтобы каждого жалеть. Он также предусмотрел врачебную халатность. В случае неудачи операции, повлекшей смерть или потерю глаза свободным человеком, горе-хирург лишался обеих рук. В случае с рабом, можно было откупиться в соотношении примерно 1х5. Так что пять раз померь, один раз отрежь. Если врачебное вмешательство происходило по вине другого человека, нанесшего ущерб пациенту, то виновник должен был возместить врачебную плату. Так что 2000 лет назад вопрос с вознаграждение был решен и разделил врачебное сообщество на богатых и безруких.

Hippocrates Refusing the Gifts of Artaxerxes
Историки расходятся в вопросе о позиции Гиппократа в отношении вознаграждения. Мне представляется, что в этом вопросе Гиппократ говорил одно, делал другое, и тем самым внес большую путаницу. (Т.е. деньги брал, но указаний не давал.) Идея о том, что Гиппократ отрицал вознаграждение для докторов, я думаю, не соответствует фактам. Во-первых, Гиппократ был изначально не беден и особо не нуждался. Он занимался медициной скорее для искусства. Во-вторых, в его категоризации медицины как искусства (в известном афоризме Жизнь коротка – Искусство велико) мы скорее имеем дело с неточным переводом греческого слова «техне» как Art. Слово техне имеет гораздо более глубокий смысл, и в частности имеет коннотацию с ремеслом(за которое деньги полагаются.) Более детальный разбор техне мы оставим для будущих опусов. В-третьих, вся греческая элита, включая Сократа,Платона, Аристотеля и тд. была не бедна, и брать деньги за свои занятия философией,математикой, обучением студентов часто считала западлом. Более того, Платон в Республике сравнивает медицину с математикой, а следовательно, с бесплатным предметом свободных наук. Гиппократ вряд ли хотел вступать с ним в открытую дискуссию по этому поводу. И наконец, последние слова, вложенные Платоном в уста умирающего Сократа (Федон) – есть просьба Сократа передать Асклепию, божественному предку Гиппократа, петуха, поскольку Сократ его задолжал. Долги надо платить.

Многие историки утверждают, что Гиппократ принимал деньги за свои услуги и требовал из за обучение. Последователь Гиппократа, Гален, также будучи не бедным, утверждал, что медициной надо заниматься для добродетели, но можно и за деньги. Врач, работающий за деньги, ничуть не хуже врача за интерес. Платный врач, по его мнению, более посредственный философ. За пять веков, прошедших от Гиппократа до Галена, идеология платонического интереса не отпускала римского доктора. Следует заметить, что некоторых пациентов и общественных деятелей она не отпускает до сих пор. Однако, время, когда богатые люди занимались философией, математикой и медициной, закончилось. У богатых нашлись более важные занятия. На смену им в медицину пришли наемники и рабы.

Подытожим структуру оплаты в античности. Врачу оплачивали оказанные услуги(плата за сервис). Врач был свободен в определении клиентуры и специализации. Оплата производилась в деньгах или натуральном продукте. Оплату производило заинтересованное лицо.

В средние века, города разрослись, эпидемии участились, а профессионалов по разным причинам поубавилось. Земельные правители и городские власти начиняют заключать контракты с врачами на обслуживание населения. Капитейшен, т.е по количеству голов в околотке. Генрих 1 – король Англии и Нормандии назначает гонорар городскому врачу средних размеров города плату в 1 пенни в день. Это приблизительно соответствует оплате одного пехотинца в королевской армии. На пиво хватает, но скромно. С началом колонизации Нового Света, эммигранты-доктора меняют свой денежный статус. Они уезжают далеко от королевской власти и имеют больше свободы в заключении контрактов. Данные по одному из докторов Монреаля. 1653 год. Работа военным врачом на службе в армии приносит доход в 146 ливров в год. В дополнение он заключает договора на постоянное обслуживание с 42 гражданскими семьями за 5 ливров каждая. ( в контракте не покрывается чума, проказа, эпилепсия и ряд других заболеваний). Плюс акула капитала имеет одного ученика, платящего 150 ливров в год. Итого, он получает около 500 ливров. Средняя зарплата рабочего в Монреале 30-40 ливров. Т.е. врач получает в 12 раз больше рабочего. 70 годами позже те. 1720 году доход врача Квебека составляет уже 2400 ливров, при доходе рабочего в 30 ливров. Т.е в шестьдесят раз больше. Можно отнести эти цифры к инфляции или, как сказал бы Маркс, к усилению эксплуатации рабочего класса. Но при прочих равных очевидно, что медицинская профессия выходит из под ярма европейской системы и начинает свое обустройство на границе европейской колонизации.

На территории США эпохи войны за независимость доход Филадельфийского доктора в 1768 году составлял 500 британских стерлингов, что соответствует верхнему слою общества. Приехав из Эдинбурга, он организовал практику и вышел на этот уровень дохода в течении пяти лет. Филадельфия была крупным городом и являлась центральной базой колониальной волны. Поэтому доходы филадельфийского доктора были скорее в верхнем сегменте. Доктора переднего фронта освоения континента находились в более тяжелых условиях. Народ на окраинах был по-беднее и по-нахальнее. На выезды докторам приходилось брать кислоту для определения чистоты золота, которым пациенты оплачивали их услуги. Кроме того, затраты докторов на окраинах были на 30-40% выше, чем в городах. Судя по описаниям, врачи также занимались побочным бизнесом, розничной и оптовой торговлей, приносящей сопоставимый доход. Разница доходов городского и сельского доктора была от 2000 до 45000 долларов на рубеже 19-20 веков. До сих пор американская образовательная система пытается загнать докторов в село, но они сопротивляются. Объединение врачей Америки складывались самостоятельно и цеховым образом. В первую очередь они выполняли задачи по агрессивной борьбе с шарлатанством и регуляцией цен. В Бостоне, к примеру, в 1896 году было заключено соглашение о ценах на медицинские услуги. Целью соглашения было ограничение демпинга цен. Поэтому цены были ограничены снизу, те не мене чем. Визит к доктору 1.5, прием родов – 12, лечение гонореи 10, ампутация ноги 40 баксов.
Таким образом в новое время мы видим, оплату за сервис, абонентную плату и зарплату на государственной службе. Все, кроме последнего, определялось индивидуальными врачами или врачебными ассоциациями, может быть я должен сказать картелями.

Как Вы, наверное, заметили, я пропустил две эпохи: раннее Средневековье и Новейшее время. Может быть потому, что они похожи, и я не могу при их рассмотрении проигнорировать влияния государства и церкви на вопросы врачебных контрактов. Появление этих посредников приводит к сложному перераспределению денежных потоков и существенная часть денег открыживается где-то по дороге.

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

 Leave a Reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

   
© 2017 Форекс Стратегия Suffusion theme by Sayontan Sinha